Меню сайта Официальный сайт Ашинского муниципального района Челябинской области
Главная Главная Skip Navigation Links Социально-экономическое развитие Потребительский рынок
.
Общая информация Нормативные документы Информация
Загрузка...
       В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов организации торгового и бытового обслуживания населения возложены на органы местного самоуправления, от деятельности которых зависит создание благоприятных условий для развития потребительского рынка, наиболее полное удовлетворение спроса населения Ашинского муниципального района на потребительские товары и бытовые услуги по доступным ценам при гарантированном их качестве.
       Розничная торговля в Ашинском районе является одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения района, занимая одно из ведущих мест во всей системе торгового обслуживания. Сфера торговли является инвестиционно – привлекательной отраслью экономики района. Благодаря росту инвестиций количество торговых предприятий в районе ежегодно увеличивается за счет введения новых объектов. По состоянию на 01.01.2010 года в Ашинском муниципальном районе функционирует 319 предприятий розничной торговли (рост на 11,9%), из которых наибольшую долю (53,6%) составляют продовольственные магазины и 46,4% - предприятия, осуществляющие розничную торговлю промышленным ассортиментом товаров. В структуре предприятий розничной торговли произошло увеличение числа непродовольственных торговых предприятий на 4,3 процентных пункта, что является позитивным фактом структуры и одним из качественных показателей жизни населения района, вызванный ростом его покупательной способности. Анализ распределения предприятий розничной торговли в разрезе субъектов потребительского рынка в районе показывает, что наибольшая доля предприятий розничной торговли Ашинского района принадлежит представителям частного бизнеса (индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица). В 2009 году их доля составила 62,1%, 37,9% предприятий – принадлежат малым предприятиям - юридическим лицам (ООО, ОАО, ЗАО). Общая площадь предприятий розничной торговли составила 37602,9 кв.метров (рост на 6,3% по сравнению с 2008 г.), в том числе площадь торговых залов этих предприятий составила 20716,3 кв.метров. При этом одной из задач органов местного самоуправления района является повышение обеспеченности населения Ашинского района торговыми площадями. Достигнутый уровень обеспеченности населения района торговыми площадями составляет 575 кв.метров на 1000 жителей района.
       В целом потребительский рынок Ашинского района характеризуется как стабильный и устойчивый, имеющий достаточно высокую степень товарного насыщения и положительную динамику развития. Объем оборота розничной торговли за 2009 год по оценочным данным составит 2908109,6 тыс.рублей с индексом физического объема оборота розничной торговли равным 111,8%. Оборот розничной торговли на 89,5% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети.
       Вместе с тем ежегодно возрастает число и розничный товарооборот индивидуальных частных предпринимателей, торгующих в стационарной торговой сети. Об этом свидетельствуют данные о росте числа торговых точек в Ашинском районе, находящихся в собственности или аренде у данной категории торгующих предпринимателей. Увеличение организованного сектора торговли и сокращение торговли на рынках оценивается как положительный фактор работы розничных торговых предприятий.
       Развитие рыночных отношений внесло существенные коррективы в структуру формирования оборота розничной торговли по формам собственности. Анализ динамики развития торговых предприятий района выявил следующие особенности: помимо снижения доли торговых предприятий государственной и муниципальной форм собственности в районе отсутствуют предприятия розничной торговли таких форм собственности, как потребительская кооперация. В силу высокого уровня урбанизации населения района и низкой покупательной способности сельского населения Ашинского района, которое традиционно обслуживалось торговыми точками потребительской кооперации, розничная торговля в системе потребкооперации района оказалась убыточной и единственное предприятие потребкооперации ПО «Кропачево» в 2004 г. было признано банкротом и прекратило свое существование.
       Одной из задач формирования устойчивого потребительского рынка в Ашинском муниципальном районе в 2010 году органы местного самоуправления района ставят организацию обслуживания населения в сельских поселениях. Кроме того, несмотря на позитивные тенденции развития потребительского рынка Ашинского района, одной из главных задач остается задача обеспечения высокого качества и безопасности товаров и услуг, особенно в сфере мелкорозничной и неорганизованной торговли с использованием нестационарных объектов (с рук, лотков, палаток, тележек), где реализуется основная масса контрафактной и фальсифицированной продукции. Аналогичные задачи ставятся и в сфере общественного питания Ашинского муниципального района.
       Проведенный анализ в сфере общественного питания района показывает, что в 2009 году количество предприятий, оказывающих населению района услуги общественного питания, уменьшилось в сравнении с 2008 годом и составило 75 единиц. Соответственно уменьшилось количество посадочных мест (с 4787 мест в 2008 г. до 4735 мест в 2009 г.) на 1,1% и общая площадь – на 1.4% (с 17889,3 кв.м в 2008 г. до 17639,8 кв.м в 2009 г.). Уменьшение произошло на предприятиях открытой сети обслуживания (бар, кафе) в 2009 году.
       Оборот общественного питания в Ашинском муниципальном районе по оценочным данным за 2009 г. составит 220304,2 тыс. рублей, что составит 89,8% к уровню 2008 г. в сопоставимых условиях. Таким образом, в 2009 году на душу населения Ашинского района приходится 3368,6 рублей оборота общественного питания. Если проанализировать распределение оборота общественного питания в разрезе субъектов, оказывающих данный вид услуг, то можно сделать вывод, что 97,0% общего объема оборота общественного питания составляет оборот предприятий частной формы собственности и только 3,0% оборота приходится на долю предприятий общественного питания государственной и муниципальной форм собственности, тогда как именно предприятиям данной формы собственности принадлежит 11,7% численности предприятий общественного питания. В Ашинском муниципальном районе – это предприятия, обеспечивающие оказание услуг общественного питания в учебных заведениях: школах, детских садах, ПТУ и техникумах.
       Рост оборота общественного питания, как правило, ограничен количеством учащихся (закрытая сеть) и низким уровнем наценки, учитывая контингент обслуживаемых. С учетом негативного воздействия мирового финансового кризиса прогнозируется снижение оборота общественного питания на 10,1% (до 198 млн.руб.).
Одной из наиболее важных сфер жизнеобеспечения населения Ашинского муниципального района является сфера услуг бытового характера. Число предприятий, оказывающих данные виды услуг в районе составляет в 2009 году 95 единиц или 113,1 % к уровню 2008 года. Рост числа предприятий бытового обслуживания в 2009 году достигнут за счет открытия новых объектов по оказанию парикмахерских услуг, по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, ритуальных услуг. В структуре объема бытовых услуг около 67,4% приходится на долю пяти видов услуг: по ремонту и строительству жилья и других построек, техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования, ремонту и пошиву одежды, ремонту, окраске и пошиву обуви, а также парикмахерских услуг. Из общего числа предприятий бытового обслуживания Ашинского района наибольшую долю (29,5 %) составляют парикмахерские салоны, объем услуг, оказываемых данными салонами составляет 14,7 % от общего объема бытовых услуг, оказываемых населению района. Доля предприятий, оказывающих услуги по ремонту одежды составляют 5,3 % от общего числа бытовых предприятий, ими оказывается 6,5 % от общего объема бытовых услуг. В 2009 году осталось на прежнем уровне количество предприятий по ремонту, окраске и пошиву обуви. Общий объем оказываемых услуг данными предприятиями составляет 10,5% от общего объема бытовых услуг, оказываемых населению района. В следствии высокой стоимости услуг по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств и бытовой техники, 16% от общего объема бытовых услуг составляют услуги СТО и ремонт бытовой техники. В целом же населению района в 2009 году оказано платных услуг на сумму 590,1 млн.рублей, из которых 5,8% составляют услуги бытового характера. В расчете на каждого жителя Ашинского муниципального района в 2009 году оказано платных услуг на сумму 9021,4 рублей, из которых бытовые услуги составляют 34,3 млн.рублей (5,8%).
       Анализ деятельности предприятий бытового обслуживания Ашинского муниципального района в 2009 году показывает, на долю физических лиц приходится 82,1% бытовых услуг, остальные бытовые услуги (17,9%) оказываются предприятиями и организациями, из которых 8,4% бытовых услуг оказывается предприятиями муниципальной формы собственности.
       Задачей на 2010 год в данной сфере потребительского рынка является расширение перечня оказываемых бытовых услуг, повышение их качества и доступности.
       В целом развитие потребительского рынка в Ашинском муниципальном районе будет осуществляться в зависимости от социально-экономических интересов населения района с учетом местных условий и пожеланий жителей, особенно сельских поселений. При этом актуальной остается задача обеспечения ценовой доступности товаров и услуг для малообеспеченных категорий граждан, так как существующая система обслуживания наиболее эффективно работает на покрытие спроса и удовлетворения потребностей населения района с высоким и средним уровнем достатка. Решение данной задачи видится в развитии магазинов «экономкласса», сети магазинов «Магнит», «Полушки», «Монетка», магазинов-дискаутов, универсальных магазинов с применением различных форм обслуживания (самообслуживание, по образцам), развитие в системе обслуживания малоимущих граждан практики продажи товаров со скидками, в том числе по дисконтным картам.
       Кроме того, другим актуальным направлением развития потребительского рынка в Ашинском муниципальном районе на 2010 год является создание на территории района сети предприятий торговли и бытового обслуживания в пределах шаговой (пешеходной) доступности не только в центре городов района, но и на «периферии», что обеспечит благоприятные условия для населения – потребителей товаров и услуг повседневного спроса.
       Для жителей сельских поселений Ашинского района наиболее значимой остается задача организации выездной торговли и пунктов приема заказов на услуги бытового характера. Вместе с тем, с целью поддержки местных товаропроизводителей в районе планируется расширение специально отведенных мест для реализации сельскохозяйственной продукции, а также организация «рынков выходного дня» и ярмарок по продаже продукции, выращенной на личных подсобных и фермерских хозяйствах.
       С учетом негативного влияния мирового финансового кризиса приведшего к снижению уровня доходов населения и соответственно покупательского спроса населения, с одновременным увеличением тарифов на электроэнергию и коммунальные услуги в 2010 году ожидается снижение показателей потребительского рынка, а также снижение числа торгующих предприятий.

Создано: 18 ноября 2011 г. - 16:56 ч.
Президент России Правительство России Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Губернатор Челябинской области Правительство Челябинской области Законодательное Собрание Челябинской области
Официальный сайт Ашинского муниципального района
Все права защищены. При использовании материалов сайта прямая ссылка обязательна.